Рекомендации по чтению второй главы книги «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке»

Мы, авторы книги Ольга Журавлева и Елена Елисеева, продолжаем знакомить с рекомендациями по чтению нашей книги. Эти рекомендации помогут взрослым заинтересовать маленьких читателей и приобщить их к чтению. 

Краткое содержание второй главы нашей книги

Знакомство с девочкой Катей. Катя любит мечтать и рисовать. Не всегда понимает взрослых, как и они её. Однажды такое «непонимание» (начался дождь, но девочка решила, что если её не зовут домой, то можно ещё поиграть на улице) привело Катю к заброшенной голубятне. Там она и увидела мельком, идущих куда-то котят! Вернувшись домой, Катя сразу же зарисовала свою первую картинку о котятах.

В этой главе мы не только знакомимся с ещё одним главным персонажем, но и начинаем погружаться в атмосферу города (а точнее — ближайшего района) глазами ребенка.

Познавательная часть-1

В этой главе мы видим необычную иллюстрацию Полины Рыбкиной. Она игровая и поможет научить ребенка «читать» картинку (как это делает Пух), а также играть по картинке и развивать учебные навыки.

Читая текст для ребенка 3 лет (который ещё самостоятельно не умеет читать), сразу показывайте картинку Кати с драконом и просите один за другим «найти» объекты, а затем «посчитать» башенки (а сколько их?), окошки, елочки, кусты (достаточно, если ребенок будет просто указывать на них). Найти всё оранжевое, красное, желтое, зеленое, белое и т. д. Попросите ребёнка назвать цвет неба, реки, дорожки.

С ребенком постарше прочитайте весь текст главы, вернитесь к иллюстрации и задайте вопросы:

— Как ты думаешь, что на картинке главное (замок, девочка или дракон)? (вопрос на развитие логики)

— Что рисовала Катя сначала, а что потом? (развитие памяти)

— Какое изображено время года? (задача на внимательность)

— Чего на картинке нарисовано больше всего? Чего больше — башенок или елок. Чего на картинке по два, по три (учим счет).

Задачка-шутка: если от елок отнять замок, то получится мост. Не веришь? Проверь. Запиши это примером. А теперь придумай свой пример по картинке.

И последнее. Это сравнения. Во-первых, на иллюстрации показано множество сравнений и отношений объектов (один и много, большой и маленький, близко-далеко).

Вопрос: Кто больше по размеру? Катя или крокодил-дракон?

Усложнение: Что больше — крокодил-дракон или замок? (Дорожка поможет разъяснить закон перспективы.)

Загадка: «Зелёное, крылатое и клыкастое» Кто это? Дракон? Крокодил? Ответ есть в тексте. Это же крокодил-дракон! А разве такие бывают?

Что общего у крокодила с драконом? А какие отличия?

Кстати, чуть дальше, в пятой главе, предстоит встреча читателей с настоящим крокодилом, и там он будет загадан немного другой загадкой и изображен на реалистичной иллюстрации Марии Безкоровайной. Вы сможете вернуться в эту главу и сравнить крокодила-дракона из Катиной фантазии и настоящего крокодила.

Познавательная часть-2

В этой главе мы также лучше узнаём о голубятне, через игру на словообразование: «голубь — голубятня».

Можно вспомнить и другие подобные связки: овца — овчарня, а также исключения: конь — конюшня, курица — курятник, кролик — крольчатник, корова — коровник. А еще такие слова, как читальня, спальня, слесарня, маслобойня, лыжня, пашня, башня, родня, деревня. Что общего и что разного в этих словах? Их можно и сортировать, и искать им пары, выявлять значения, разбирать по составу и звучанию. Создайте маленький игровой «блокнотик-перевертыш», со словами, оканчивающимися на «-ня» или «-ник», где, вращая странички, добавляя или закрывая окончание, вы будете получать новые слова.

Плюсы второй главы

В ней дается отличная игра на запоминание: как запомнить дорогу? Конечно же, надо обозначить самые яркие вехи и запомнить их последовательность. Ещё лучше будет сочинить стишок. Попробуйте в дороге считать, запоминать и рифмовать ориентиры (кстати, можно и познакомить с этим понятием).

Поучительная часть

Тут напрашивается сразу несколько диалогов с ребенком (детьми).

1. Про кашу — все ли они так уж противны? И риторический вопрос: что лучше, помечтать или съесть кашу? (А может быть, можно совместить или разделить во времени?)

2. Катя схитрила, ой-ой-ой! А как же она схитрила? Решила притвориться: если взрослые её не замечают (не смотрят на нее), значит — можно и не идти домой и поиграть еще. А что совсем нехорошо, так это убежать без спроса, поддавшись игре. Получается, Катина фантазия сыграла с ней злую шутку, перехитрила её саму. И Катя чуть-чуть не заблудилась… Хорошо, что всё обошлось, что она недалеко убежала и вспомнила обратную дорогу. А ведь даже дождик предупреждал Катю. Здесь можно поговорить о более серьезном поведении, но также и о том, как не паниковать, а вспоминать, искать выход.

3. Рисунок на стене. Тут есть, над чем задуматься и нам, взрослым. Можно поразмышлять над тем, правильный ли путь выбрала Катя, чтобы донести взрослым свои яркие впечатления (к которым родные оказались «глухи»). Что можно было предпринять с той или другой стороны? Впрочем, такая «стена» вполне может быть в каждом доме, где живут дети-фантазеры. Её иногда даже специально выделяют и оформляют для творчества.

Игровая сторона

 

Прочитали главу? Тогда можно поиграть с детьми:

1. Приготовить самую вкусную кашу «Фантазия» (фруктовая, злаковая, бобовая, любая). Можно различными добавками придать ей вкусы — соленый, сладкий, кислый, заранее не называя его или называя неверно. Можно из каши сделать конфеты (котлеты) или даже тортик. Поиграть в ресторан или угадайку. Главное, не переборщить. Включив фантазию однажды, есть риск каждый прием каши превратить в игру, а это не всегда уместно.

2. Рисунки на асфальте. Мелок — настоящий подарок в любой игре на улице. Тут игр может быть много, причем очень разных. Можно и как Катя, придумать свой мир и, шагнув в него, оказаться уже не во дворе, а в сказочном замке, где обитает дракон. А можно оказаться в космосе, в джунглях, в океане. Что для этого нужно? Для начала нарисовать «вход», как ступить в фантазию. А потом постараться «увидеть» окружающее (двор, дома, дороги, деревья, людей) ее частью. Тут тоже главное правило — не заиграться и уметь возвращаться из игры назад.

3. Сочиняем сказочную дорогу. Дети прекрасно сочиняют сказки — что было и когда было. А вот чтобы сочинить дорогу, как сказку, надо включить внимательность. Идя домой из сада или школы (в магазин, парикмахерскую) или даже в поездке, попробуйте с ребенком задаться целью — сочинить дорогу. Ее можно потом и зарисовать, и зарифмовать. Но главное — заметить некие опорные точки, которые примечательнее других. Придать им какие-то особые качества, запомнить их и их последовательность. Можно составить дорогу из трех вех, а потом из пяти, семи, десяти! Для этого надо ставить цель, удерживать внимание, тренировать память и все это делать с хорошим настроением. Без смеха тоже не обойдется.

Роль блокнота


Во второй главе мы второй раз узнаём про блокнотик. У Пуха ведь есть маленький блокнотик. И оказывается, что у Кати, когда она была совсем маленькой, тоже был когда-то маленький блокнотик, где она зарисовывала животных. Не тот ли самый? Возможно пора приобрести и детям такой блокнотик? Можно, играя в ту же «дорогу-сказку», запланировать поход в магазин, выбрать там «самый маленький блокнотик» или «блокнотик с котятами», «блокнотик с диким животным» — придумайте любое подобное задание. Это еще и будет развивать целеполагание.

Предложите ребенку сделать блокнотик самостоятельно. Нужно будет рассмотреть и продумать свою обложку, крепеж листов. Научиться делать красивые блокноты для записей или рисования очень ценно, ведь это еще и замечательный подарок.

По мере чтения книги в блокноте можно делать рисунки и зарисовки, которые делала Катя, и те, которых нет ни у неё, ни у наших художниц-иллюстраторов!

Вы всегда можете прислать нам на почту работы своих детей по нашей книге.

Публикуем почтовые адреса авторов книги:

Ольга Журавлева olga@dinobooks.ru

Елена Елисеева elligible@mail.ru