В этих рекомендациях мы хотели бы приоткрыть завесу и познакомить взрослых читателей с содержанием нашей книги «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке».
— Зачем, неинтересно потом будет читать, — скажете вы.
В первую очередь, чтобы было интересно читать книгу вместе с детьми. Знать, где удобнее делать перерывы, уметь увидеть, как воспринимает ребёнок сюжет, диалоги, характеры.
Кроме того, совместное чтение с детьми детской книги невозможно без понимания, к чему сюжетные перипетии приведут героев, а главное — самих юных читателей. Даже если вы хотите просто подарить книжку ребёнку для самостоятельного чтения и при этом не тратить своё время на её прочтение — тем более содержание нужно знать.
Наша книга по многим показателям «книга-загадка». В каждой её главе есть над чем подумать и что узнать. Причем каждая глава даёт возможность поиграть. Через три грани — размышление, приобретение знаний и игру — мы познакомим вас с книгой «Пух, Пират и Горошек».
Краткое содержание первой главы
На пороге осень. Маленькие котята Пух, Пират и Горошек живут в старой заброшенной голубятне. Во время дождя в голубятне обвалилась балка, стало холодно и сыро — котятам приходится искать другое место. Они договариваются о том, какой дом хотят найти.
В этой главе читатель знакомится с внешним видом и некоторыми чертами характера каждого из котят.
Пират — лидер, сразу принимает решение.
Пух — чистоплотный, романтичный, послушный.
Горошек — простой и весёлый, но когда голоден, капризен, то ни о чем другом не может думать.
А ещё узнаёт время года, место: город, заброшенная голубятня, дождливое лето, которое скоро сменит осень.
Как видеть паузы, акценты, интонации? Разберём на примере.
Обозначим их символами:
↗ — восходящая интонация
↘ — нисходящая интонация
П/ж — акцент, ключевые слова
* — смысловая пауза. Там, где стоят запятые, точки и иные знаки препинания, — это автоматические паузы (разной длительности), но иногда есть необходимость выделить паузой те или иные слова и обороты, которые запятыми не обособлены.
Первое предложение длинное. Давайте потренируемся на нём. Это пример, как можно читать. Вы можете сделать и свою расстановку. Однако заметим, здесь мы впервые знакомимся с внешним видом котёнка, чтобы потом его «не потерять» в повествовании и всегда узнавать. Паузы в последних трёх словах дают возможность погрузиться в атмосферу безмятежности. Так ярче будет следующее предложение, когда это состояние будет внезапно прервано и начнётся действие сказки.
↗ Пузатенький котёнок, ↘белая шёрстка которого была усыпана коричневыми пятнами-горошками, ↗безмятежно *↘дремал *в голубятне.
Эту картинку надо представить. Дайте юному слушателю время на это. Можете показать ещё раз обложку книги:
— Как ты думаешь (вы думаете), кто здесь Горошек?
Следующие предложения:
Он спал бы ещё очень долго, если бы не капелька воды, упавшая ему прямо на нос. Котёнок поморщился * и осмотрелся. ↗ Кап! Ещё одна капля. ↗ И ещё. Что-то явно было не так. **
БУ-БУХ! — что-то очень большое и громкое упало сверху и покатилось прямо на котёнка. ↗ Он молнией рванул из своего жилища, но угодил в ещё одну ловушку: ↘ улицу поливал сильный дождь. **
Далее текст в основном диалоговый, он не вызовет затруднений. Диалоги дети любят больше, чем описания и повествования.
Приобретение знаний-1
Незнакомые слова первой главы: голубятня; балка (опорный брус, как у нас в книге, а еще — это широкий овраг).
Подробнее остановимся на первом слове. Знает ли маленький читатель, что такое голубятня? Есть ли в вашем городе или в вашем районе голубятня?
Раньше это было вполне серьёзное увлечение и для детей-школьников, и для взрослых. Голубятни строились во дворах, на пустырях, возле гаражей. Голубей прикармливали, обучали, выводили разные породы. В старых районах и городах и сейчас стоят голубятни. Строили их часто из чего придётся, но всегда по правилам! Поэтому они все разные, но при этом очень похожи друг на друга. Сейчас голубятни в большинстве своём заброшены, облюбованы городскими серыми голубями и прочей живностью. Неудивительно, что малыши-котята там тоже могли обжиться. Как они туда попали? Это может стать ещё одной сказкой-повестью. И придумать её можно вместе с детьми, если останется от нашей книжки хорошее послевкусие. У нас, конечно, в рукописях есть история и об этом. В одном варианте чтения можно познакомиться с голубятней заранее — отыскать её и рассмотреть, сфотографировать, обсудить вопросы: кто в этом домике живёт, жил, мог бы жить? На что похож этот дом, зачем нужно такое строение, почему оно так выглядит и многое другое. В другом варианте можно просто заранее накопировать картинки голубятен и сразу же в прочтении показать их: вот такие бывают голубятни и вот такие. А вот эта совсем старая, почти развалилась…
Приобретение знаний-2
Что внутри голубятни и как все устроено, по-настоящему вряд ли удастся узнать — как правило, голубятни закрыты, у них есть или были хозяева (смотрители, голубятники — так называют тех, кто разводит голубей). Да и не стоит риска — у нас в сказке голубятня обвалилась уже в первой главе… Но можно просто пофантазировать на эту тему. Или также посмотреть по картинкам. А затем нарисовать, где там могли обитать котята.
Если такое знакомство с голубятней представляется невозможным, неинтересным, то ничего страшного, мы это предусмотрели. Во второй главе, когда мы рассказываем про нашу героиню — маленькую художницу и фантазёрку Катю, эти вопросы она сама себе задаст, сама на них ответит и даже вспомнит благодаря голубятне дорогу к своему дому.
Размышление
Давайте остановимся на характерах котят. Не раз мы будем видеть поведение котят и отношение к событиям через призму их характеров. Поэтому полезно научиться понимать, что движет поведением персонажей. Учиться различать оттенки психики: вот Пират голоден, но не подаёт виду, не капризничает, увидев, что случилось, сразу же ищет выход, ещё и успокаивает своих товарищей. Таким же способом можно обсудить и характер Пуха и Горошка. Заметим, несмотря на то, что они показаны разными и ни одного из них мы не восхваляем напрямую, они нам симпатичны все трое. Вы можете спросить у ребенка: «Кто тебе больше понравился?» Но также надо будет спросить, чем нравится другой, третий. Они друзья, поэтому разделять их не следует.
Игра
Обыгрываем слова ПУХ-ЛОПУХ. Смастерим закладку-забаву
Вам потребуется:
- полоска бумаги,
- карандаши,
- мелки или фломастеры,
- ножницы,
- скотч.
1. Разделите полоску на три равные части. Расположите полоску горизонтально. В правой трети нарисуйте лист лопуха. Так, чтобы краем он соприкасался со средней частью. Уголки обрежьте неровной линией (круглый или овальный листок).
2. Сложите по линии соприкосновения правой и средней части. Раскрасьте эту сторону лопуха ярким карандашом, стараясь не задевать края или (что ещё забавнее), подложив под «лист лопуха» какой-нибудь листочек и закрашивая крупными штрихами, не боясь зайти за края. Когда вы уберёте этот листочек, то средняя часть закладки останется чистой. Нарисуйте листу прожилки, черенок.
3. Держа лист лопуха на средней части, нарисуйте на ней «под лопухом» лапки и хвостик котёнка.
4. Откройте правую часть. Дорисуйте котёнка полностью.
Теперь, когда вы поднимаете лист лопуха — видите котёнка, а когда закрываете — «пушистые лапки да хвостик».
5. В левой трети напишите имя Пух (с заглавной буквы).
Переверните закладку. Правая часть будет обрезана под лист лопуха. Её нужно раскрасить бледным карандашом, объяснив ребёнку, что с этой стороны у лопуха нежный пушок (пух). Мелкими штрихами обозначьте его.
6. На средней части вместе с ребёнком напишите печатными буквами «пух» (с маленькой буквы).
7. Спросите ребёнка, что нужно сделать, чтобы превратить слово «пух» в слово «лопух». Правильно, дописать впереди две буквы. Какие? Также крупно и красиво напишите на левой части буквы ЛО. У вас появилось слово из двух слогов «ло-пух».
Теперь если вы складываете полоску, пряча «ло», получаете слово «пух», а если разворачиваете — «лопух»
8. Обсудите с ребёнком, чем «пух» на одной стороне закладки отличается от слова «Пух» на другой стороне. Да! Пух — имя, пишется с заглавной буквы. А пух как слово-предмет, уж тем более как часть слова, пишется строчными буквами.
9. Оформленную закладку оберните скотчем (ведь карандаши, мелки и фломастеры могут пачкаться и оставить следы на страницах книги).
10. Ещё раз сформируйте сгибы. Теперь у вас есть закладка, которую можно использовать и в развёрнутом виде, и в качестве закладки-«прищепки».
Сохраните закладку, чтобы у ребёнка накапливались памятки о книге. Пока вы будете читать нашу сказочную повесть, у вас их накопится несколько.
Мы написали рекомендации по прочтению первой главы. Но в каждой можно найти ключевые компоненты: когнитивный, или познавательный (узнаём новое, исследуем, развиваем эрудицию, любознательность, учимся размышлять, объяснять свою точку зрения) и игровой (читаем и играем).