Рекомендации по чтению первой главы книги «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке»

В этих рекомендациях мы хотели бы приоткрыть завесу и познакомить взрослых читателей с содержанием нашей книги «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке».

— Зачем, неинтересно потом будет читать, — скажете вы.

В первую очередь, чтобы было интересно читать книгу вместе с детьми. Знать, где удобнее делать перерывы, уметь увидеть, как воспринимает ребёнок сюжет, диалоги, характеры.

Кроме того, совместное чтение с детьми детской книги невозможно без понимания, к чему сюжетные перипетии приведут героев, а главное — самих юных читателей. Даже если вы хотите просто подарить книжку ребёнку для самостоятельного чтения и при этом не тратить своё время на её прочтение — тем более содержание нужно знать.

Наша книга по многим показателям «книга-загадка». В каждой её главе есть над чем подумать и что узнать. Причём каждая глава даёт возможность поиграть. Через три грани — размышление, приобретение знаний и игру — мы познакомим вас с книгой «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке».

Краткое содержание первой главы

На пороге осень. Маленькие котята Пух, Пират и Горошек живут в старой заброшенной голубятне. Во время дождя в голубятне обвалилась балка, стало холодно и сыро — котятам приходится искать другое место. Они договариваются о том, какой дом хотят найти.

В этой главе читатель знакомится с внешним видом и некоторыми чертами характера каждого из котят.

Пират — лидер, сразу принимает решение.

Пух — чистоплотный, романтичный, послушный.

Горошек — простой и весёлый, но когда голоден, капризен, то ни о чем другом не может думать.

А ещё маленький читатель узнаёт время года, место (город, заброшенная голубятня, дождливое лето, которое скоро сменит осень).

Как видеть паузы, акценты, интонации? Разберём на примере.

Обозначим их символами:

↗ — восходящая интонация

↘ — нисходящая интонация

П/ж — акцент, ключевые слова

* — смысловая пауза. Там, где стоят запятые, точки и иные знаки препинания, — это автоматические паузы (разной длительности), но иногда есть необходимость выделить паузой те или иные слова и обороты, которые не обособлены.

Первое предложение длинное. Давайте потренируемся на нём. Это пример, как можно читать. Вы можете сделать и свою расстановку. Однако заметим, здесь мы впервые знакомимся с внешним видом котёнка, чтобы потом его «не потерять» в повествовании и всегда узнавать. Паузы в последних трёх словах дают возможность погрузиться в атмосферу безмятежности. Так ярче будет следующее предложение, когда это состояние будет внезапно прервано и начнётся действие сказки.

↗ Пузатенький котёнок, ↘белая шёрстка которого была усыпана коричневыми пятнами-горошками, ↗безмятежно *↘дремал *в голубятне.

Эту картинку надо представить. Дайте юному слушателю время на это. Можете показать ещё раз обложку книги:

— Как ты думаешь (или: вы думаете), кто здесь Горошек?

Следующие предложения:

Он спал бы ещё очень долго, если бы не капелька воды, упавшая ему прямо на нос. Котёнок поморщился * и осмотрелся. ↗ Кап! Ещё одна капля. ↗ И ещё. Что-то явно было не так. **

БУ-БУХ! — что-то очень большое и громкое упало сверху и покатилось прямо на котёнка. ↗ Он молнией рванул из своего жилища, но угодил в ещё одну ловушку: ↘ улицу поливал сильный дождь. **

Далее текст в основном диалоговый, он не вызовет затруднений. Диалоги дети любят больше, чем описания и повествования.

Приобретение знаний-1

Незнакомые слова первой главы: голубятня; балка (опорный брус, как у нас в книге, а ещё — это широкий овраг, заросший кустарниками, лощина).

Подробнее остановимся на первом слове. Знает ли маленький читатель, что такое голубятня? Есть ли в вашем городе или в вашем районе голубятня?

Раньше это было вполне серьёзное увлечение и для детей-школьников, и для взрослых. Голубятни строились во дворах, на пустырях, возле гаражей. Голубей прикармливали, обучали, выводили разные породы. В старых районах и городах и сейчас стоят голубятни. Строили их часто из чего придётся, но всегда по правилам! Поэтому они все разные, но при этом очень похожи друг на друга. Сейчас голубятни в большинстве своём заброшены, облюбованы городскими серыми голубями и прочей живностью. Неудивительно, что малыши-котята там тоже могли обжиться. Как они туда попали? Это может стать ещё одной сказкой-повестью. И придумать её можно вместе с детьми, если останется от нашей книжки хорошее послевкусие. У нас, конечно, в рукописях есть история и об этом.

В одном варианте чтения можно познакомиться с голубятней заранее — отыскать её и рассмотреть, сфотографировать, обсудить вопросы: кто в этом домике живёт, жил, мог бы жить? На что похож этот дом, зачем нужно такое строение, почему оно так выглядит и многое другое.

В другом варианте можно просто заранее накопировать картинки голубятен и сразу же в прочтении показать их: вот такие бывают голубятни и вот такие. А вот эта совсем старая, почти развалилась…

Приобретение знаний-2

Что внутри голубятни и как все устроено, по-настоящему вряд ли удастся узнать — как правило, голубятни закрыты, у них есть или были хозяева (смотрители, голубятники — так называют тех, кто разводит голубей). Да и не стоит риска — у нас в сказке голубятня обвалилась уже в первой главе… Но можно просто пофантазировать на эту тему. Или также посмотреть по картинкам. А затем нарисовать, где там могли обитать котята.

Если такое знакомство с голубятней представляется невозможным, неинтересным, то ничего страшного, мы это предусмотрели. Во второй главе, когда мы рассказываем про нашу героиню — маленькую художницу и фантазёрку Катю, эти вопросы она сама себе задаст, сама на них ответит и даже вспомнит благодаря голубятне дорогу к своему дому.

 

Размышление

Давайте остановимся на характерах котят. Не раз мы будем видеть поведение котят и отношение к событиям через призму их характеров. Поэтому полезно научиться понимать, что движет поведением персонажей. Учиться различать оттенки психики: вот Пират голоден, но не подаёт виду, не капризничает, увидев, что случилось, сразу же ищет выход, ещё и успокаивает своих товарищей. Таким же способом можно обсудить и характер Пуха и Горошка. Заметим, несмотря на то, что они показаны разными и ни одного из них мы не восхваляем напрямую, они нам симпатичны все трое. Вы можете спросить у ребёнка: «Кто тебе больше понравился?» Но также надо будет спросить, чем нравится другой, третий. Они друзья, поэтому разделять их не следует.

Мы написали рекомендации по прочтению первой главы. Но в каждой можно найти ключевые компоненты: когнитивный, или познавательный (узнаём новое, исследуем, развиваем эрудицию, любознательность, учимся размышлять, объяснять свою точку зрения) и игровой (читаем и играем).

Вы всегда можете прислать нам на почту работы своих детей по нашей книге (и отзывы мы тоже очень ждём!).

Публикуем почтовые адреса авторов книги:

Ольга Журавлева olga@dinobooks.ru

Елена Елисеева elligible@mail.ru